online конференция 02.12.2009 11:00 - 12:00 была посвящена этноконфессиональной ситуации в Беларуси В текущем году прошла серия культурно-просветительских мероприятий с участием национальных общественных объединений, действующих в Беларуси. Продолжалась совместная акция Белорусской православной церкви и местных органов власти \"Семья - единение и любовь\", набирающая все большую популярность. Состоялись научно-практические конференции, посвященные осмыслению духовно-религиозного наследия и возможностей взаимодействия светского и духовного знания, религии и науки, диалогу различных религий и культур (в их числе - недавно завершившаяся международная конференция по диалогу христианства и иудаизма). Состоялся ряд визитов в Беларусь высоких иерархов православия и католицизма, в том числе первосвятительский визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В Минске успешно прошел V Съезд белорусов мира, в котором аппарат Уполномоченного принял активное участие. Каковы основные итоги уходящего года в деле укрепления поликультурного единства белорусской нации, развития сотрудничества государства и религиозных организаций, а также взаимодействия белорусской метрополии с диаспорой, каковы соответствующие перспективы на год будущий? На эти и другие вопросы ответил Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко.
Прошедшая online конференция
02.12.2009 11:00 - 12:00
Ответы на вопросы
1. Иванов С.А., Витебск: Скажите, в законе прописаны традиционные конфессии, такие как православие, католичество и лютеранство, однако о лютеранах мало кто знает. Есть ли они в Беларуси, сколько их, сколько священнослужителей этой церкви? Большое спасибо.
Леонид Гуляко: С удовольствием об этом расскажу. На территории Беларуси лютеранство распространено еще с середины XVI века. Но так сложилось, что вплоть до 1990-х годов XX века активная жизнь белорусского лютеранства была, что называется, прервана. После распада СССР первая на территории Беларуси община лютеран была зарегистрирована в 1993 году. В настоящее время в стране действует 27 общин лютеран, служат 17 священнослужителей. В распоряжении верующих находится четыре культовых здания. Приглашаются священнослужители из-за рубежа. Каких-то проблем, которые поднимались бы сегодня лютеранами Беларуси, мы не знаем. Лютеранское объединение возглавляет епископ Владимир Меерсон. Он у меня достаточно частый гость, собственно, как и все епископы различных направлений, действующих в Беларуси. Ранее были вопросы на определенном этапе, когда все общины существовали сами по себе. И поэтому встал вопрос об объединении лютеранских общин в одну организацию. И сегодня такое объединение существует. Полтора года назад мы его зарегистрировали. У религиозного объединения больше прав, чем у общины. К примеру, объединение уже имеет право приглашать священнослужителей из-за рубежа.
2. Анна З. , Минск: У белорусского государства имеется соглашение с Белорусской православной церковью. Планируется ли заключение аналогичных соглашений с другими традиционными конфессиями страны, например, с католиками? Прорабатывается ли по-прежнему вопрос о заключении конкордата с Ватиканом?
Леонид Гуляко: Статьей 16 Конституции Республики Беларусь установлено, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. При этом в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь \"О свободе совести и религиозных организациях\" государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь. Белорусская православная церковь, являясь исторически традиционной и наиболее многочисленной конфессией в стране, играет важнейшую роль в духовной жизни белорусского народа, принимает активное участии в решении социально значимых проблем. С учетом этого 12 июня 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью. Позднее в соответствии с данным Соглашением заинтересованными органами государственного управления и Белорусским Экзархатом были разработаны и подписаны 14 совместных программ сотрудничества, программы имеются у всех облисполкомов и Минского горисполкома. В июне 2008 г. состоялся визит в Республику Беларусь Государственного секретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне, который был принят Главой государства. В ходе встречи были обсуждены вопросы и перспективы развития Римско-католической церкви в Республике Беларусь, в том числе и возможность заключения конкордата между Республикой Беларусь и Ватиканом. Вместе с этим, необходимо учитывать, что Ватикан - это самостоятельное и независимое государство, поэтому договорные отношения с ним могут носить именно международный характер, с соблюдением всех требований, предусмотренных для международных договоров. А это уже вопросы, находящиеся в компетенции Министерства иностранных дел. В настоящее время сотрудники нашего аппарата по просьбе МИД РБ участвуют в доработке проекта этого документа.
3. Александр Мирей, Мосты: В Беларуси существуют так называемые \"серые\" религиозные организации, не имеющие официальной регистрации и тем не менее продолжающие активную миссионерскую деятельность. К их числу относятся так называемые муниты - последователи Церкви объединения. Расскажите подробнее о сути претензий государства к мунитам и каковы перспективы разрешения подобных ситуаций. Какие еще религиозные течения, существующие в Беларуси, могут быть отнесены к категории деструктивных и социально опасных?
Леонид Гуляко: Статьей 31 Конституции Республики Беларусь гарантировано право каждого самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. Вместе с тем к организациям, в том числе и религиозным, установлены отдельные требования, связанные с обеспечением защиты прав каждого отдельного гражданина. К примеру, статья 16 Конституции Республики Беларусь запрещает деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности. Очевидно, что данные нормы исходят из принципа приоритета права гражданина, а не организации. Законом Республики Беларусь \"О свободе совести и религиозных организациях\" установлено требование, единое для всех конфессий и религиозных направлений, о том, что религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. Именно с момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица и пользуется правами и выполняет обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами. Деятельность религиозных групп и организаций без государственной регистрации незаконна, она является серьезным нарушением законодательства Республики Беларусь. При этом законодательством о свободе совести и религиозных организациях не предусмотрены понятия \"деструктивных\" либо \"социально опасных\" религиозных течений. Для государства есть одно требование - соблюдение законодательства нашей страны. Если же религиозная организация нарушает эти требования либо ее деятельность представляет угрозу психическому или физическому здоровью граждан, препятствует исполнению ими государственных, общественных, семейных обязанностей, или способствует разжиганию межрелигиозной розни, то эта деятельность очевидно противоречит законодательству и должна быть пресечена. Именно правовая оценка является основанием для принятия мер правового воздействия к конкретной религиозной организации. Безусловно, в отношении новых религиозных структур может приниматься во внимание и международный опыт, также в таких случаях не обойтись без помощи специалистов-религиоведов. И здесь не может быть голословных утверждений. Гораздо важнее, чтобы и сами граждане проявляли осторожность, ведь не секрет, что различные псевдорелигиозные структуры используют затруднительное положение людей, их проблемы, для создания психологической привязанности к своему культу. Поэтому я попрошу при столкновении с новыми движениями, которые акцентируют свою работу по развитию \"духовности\" - уяснить, все ли вам ясно в структуре, истории создания организации. Понятен ли механизм ее управления, нет ли там \"посвященного круга\", который хранится в тайне. И вообще, как велик этот сегмент таинственного и неясного. Если на ваш прямо заданный вопрос вам не дают четкого и ясного ответа, это должно Вас насторожить. Неплохо в таких ситуациях проконсультироваться у специалистов или хотя бы попытаться найти альтернативную, критическую информацию.
4. Владимир, Минск: Аппарат Уполномоченного дает официальную статистику конфессионального состава населения Беларуси. Но откуда он берет эти цифры? Ведь в переписи населения вопрос о вероисповедании ни разу не задавался.
Леонид Гуляко: Аппарат Уполномоченного не дает официальной статистики конфессионального состава населения страны. Основным источником информации о конфессиональном составе страны становятся социологические исследования. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь \"О свободе совести и религиозных организациях\" никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций. По этой причине вопрос о вероисповедании не включается как обязательный вопрос при Государственной переписи населения. В 2006-2007 году были проведены комплексные социологические исследования развития конфессиональной сферы по заказу Уполномоченного по делам религий и национальностей. Работа выполнена географическим факультетом БГУ в контексте развития конфессий и религиозных направлений, анализа регионального конфессионального развития, межконфессиональных отношений и оценки материальной базы религиозных организаций. Материалы данных исследований с обязательной ссылкой на них используются в нашей работе. При этом необходимо отметить, что материалы данных исследований не являются официальной статистикой конфессионального состава населения Беларуси, но они отражают общие для страны тенденции и дают возможность получить представление о состоянии конфессиональной сферы. Официальным источником информации являются статистические сведения о зарегистрированных религиозных организациях (как религиозных общинах, так и организациях, имеющих общеконфессиональное значение - религиозных объединениях, монастырях, миссиях, братствах, сестричествах, духовных учебных заведениях). Как же отмечалось, регистрация религиозных организаций является обязательной, поэтому эти цифры всегда точны. К слову, такую информацию все желающие могут получить на сайте Уполномоченного по делам религий и национальностей (www.belarus21.by/ru). Справочно. По состоянию на 1 сентября 2009 г. зарегистрировано 3094 религиозные общины, кроме того, в соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (46 религиозных объединений, 40 монастырей, 34 миссии, 15 братств, 9 сестричеств, 14 духовных учебных заведений). Действует 2207 культовых зданий, еще 211 строятся. В общинах работает 2963 священнослужителя.
5. Олег Щавелько, Гродно: На прошедшем в этом году съезде белорусов мира вновь поднимался вопрос о разработке закона о соотечественниках за рубежом? Делегаты съезда вносили свои предложения по этому поводу. Какие из замечаний делегатов планируется учесть?
Леонид Гуляко: В соответствии с поручением Главы государства аппарат Уполномоченного разработал концепцию проекта Закона Республики Беларусь ”О соотечественниках, проживающих за рубежом“. При разработке концепции учитывались опыт зарубежных государств в данной сфере, мнения и пожелания зарубежных соотечественников, дипломатических представительств Республики Беларусь за рубежом, государственных и общественных организаций в Республике Беларусь. Концепция была одобрена. Постановлением Правительства МИД совместно с Уполномоченным, другими заинтересованными поручено разработать и внести данный законопроект на рассмотрение Парламента. Законопроект разработан Министерством иностранных дел совместно с аппаратом Уполномоченного и после согласования внесен МИД в Совет Министров Республики Беларусь. При Уполномоченном создан Консультативный совет руководителей общественных организаций соотечественников, проживающих за рубежом. Состав Совета сформирован с учетом предложений участников V съезда \"Белорусов мира\", в него включены представители общественных объединений зарубежных соотечественников и общественных организаций в Республике Беларусь. В настоящее время Министерство культуры, МИД, аппарат Уполномоченного с участием \"ЗБС \"Бацькаўшчына\" работают над совершенствованием механизма взаимодействия органов власти нашей страны с белорусами зарубежья.
6. Диана Г., Брест: В Минске часто можно увидеть распространителей литературы различных сект, в том числе евангельских христиан-баптистов, адвентистов. Выпуск данной литературы организован как правило в США. Каким образом она попадает к нам и контролируется ли это, в том числе распространение этой литературы, в такой православной стране, как Беларусь? Сколько вообще у нас зарегистрировано организаций, имеющих право распространять религиозную литературу и ведущих миссионерскую деятельность?
Леонид Гуляко: Давайте вспомним закон \"О свободе совести и религиозных организациях\". В статье 26 прописано, что все религиозные организации вправе выпускать, приобретать, ввозить в Беларусь и распространять религиозную литературу, печатные и аудиовидеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения. Однако в порядке, установленном законодательством нашей страны. Что имеется в виду? Законом предусмотрено, что религиозные организации могут ввозить эту литературу только после проведения государственной религиоведческой экспертизы, которая осуществляется экспертным советом при Аппарате Уполномоченного по делам религий и национальностей. Поэтому если возникает где-то сомнение, то любой житель и организация имеют право попросить экспертное заключение у тех, кто распространяет такую литературу. Кроме того, вся эта продукция должна иметь маркировку с указанием полного наименования распространяемых изданий и конфессиональной принадлежности. Это делается для того, чтобы предотвратить анонимный характер распространения религиозной литературы. Кроме того, распространение такой литературы может осуществляться только в принадлежащих организациям на праве собственности или иных законных основаниях помещениях, а также в местах, выделяемых для этих целей местными органами власти. То есть не в переходах, поскольку это уже нарушение закона. Конечно, задержание распространителей - не наши функции, а правоохранительных органов. Есть случаи задержаний, нам такие случаи известны, но их не так много. В целом в Минске не часто можно увидеть распространителей религиозной литературы. Я, например, не сталкивался с ними, но не исключаю, что они есть. Я рассматриваю это как банальное зарабатывание денег. Вполне возможно, что религиозная литература где-то реализовывается и вне закона, но это не массовое явление. Часто ведь бывает, что религиозная литература и не проходит экспертизы. Раньше это было характерно для литературы, ввозимой Свидетелями Иеговыми. Три-пять лет тому назад литература, поступающая по этому направлению, вызывала много нареканий с точки зрения ее законности. В последнее время ее содержание улучшилось, то есть сейчас мы крайне редко говорим о каких-то нарушениях при продаже литературы со стороны Свидетелей Иеговых.
7. Татьяна Челнокова, Санкт-Петербург: Ни для кого не секрет, что в Беларуси больше всего православных и католиков. А вот как обстоят дела с официально непризнанным религиями, как много сторонников среди жителей страны у таких направлений, и какие из них, на ваш взгляд, наиболее популярны в республике?
Леонид Гуляко: Вопрос интересный и хорошо, что он звучит из Санкт-Петербурга. Я должен сказать, что в законодательстве разных стран есть разные формулировки и отношение к этой теме. В законодательстве Беларуси не существует понятий \"признанная религия\" или \"непризнанная религия\". Существует только один принцип - соблюдение законодательства, и в этом отличительная особенность, хотя это есть во многих других странах мира. Любая религиозная организация приобретает статус юридического лица только после официальной регистрации в установленном порядке. Те организации или общины, независимо от конфессионального направления: православные, католики или протестантские организации, если они официально не зарегистрированы, они не могут существовать законно и пользоваться правом регистрированной организации. Есть ли у нас такие случаи? Есть. Не много, но есть. Что же касается нарушения законодательства, то для этого существует определенная законодательная база. Там, где незарегистрированная организация позволяет себе действия, которые не согласуются со статусом неофициально зарегистрированной организации, делаются соответствующие выводы и действуют соответствующие механизмы. Буквально справочно: на территории Беларуси по состоянию на сегодняшний день зарегистрировано 3 тыс. 94 религиозные общины. Они представляют 25 конфессий и религиозных направлений. Кроме того, в соответствии со своими уставами, которые утверждены в установленном порядке, у нас действует 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение. Это религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения. Ну и, безусловно, в данном случае могу сказать, что существует сайт уполномоченного. Поэтому многие вопросы, которые сегодня не прозвучат или кого заинтересует более широкая статистика, мы можем переадресовать на сайт. Есть в Беларуси и небольшой прирост религиозных организаций. Последняя перерегистрация всех религиозных общин и организаций показала, что к 2002-2003 годам обстановка стабилизировалась. Буквально единицы организаций и общин были не перерегистрированы в связи с тем, что они к этому моменту перестали существовать. Сегодня определенный рост есть в православии, есть в католицизме, есть в протестантских направлениях, среди лютеран небольшой прирост. Поэтому сказать о каких-то основных конфессиональных направлениях, где бы этот рост явно наблюдался, я бы не смог. Если брать отличия по регионам в конфессиональных направлениях, то, безусловно, есть различия. Скажем, Гомельский региона немножко отличается от Гродненского, а Брестский регион отличается от Витебского и т.д. Но мы не ставим перед собой цель или задачу, чтобы было больше или меньше общин или конфессий. Мы всегда говорим, что их должно быть столько, сколько нужно прихожанам. Однако регистрация должна быть в установленном порядке, как положено для всех, независимо от конфессий. Здесь приоритета нет ни у кого.
8. Зайцева З.П., Минск: Скажите, пожалуйста, есть ли оценочные данные о том, сколько сект имеется на территории Беларуси и к каким направлениям они принадлежат? Каким образом государство защищает граждан, чтобы они не попали в эти \"паучьи сети\"? В свое время меня удивил тот факт, что на территории нашей страны россиянин (как стало известно позже, психически неадекватный) открыто \"вербовал\" белорусов - будущих пензенских затворников!
Леонид Гуляко: А что такое сектанство? Зачем их воспринимать или слушать? Они не зарегистрированы у нас в стране, а значит - юридически не существуют. У нас тема сектантства не получила развития. Был только один случай, когда приезжали, уговаривали и увезли. Такой случай действительно был. Человек имеет право на какое хочет вероисповедание. Согласно закону Республики Беларусь, миссионер из России не имел права на агитационную деятельность. О том, какие организации у нас зарегистрированы, а какие нет, можно узнать в Аппарате Уполномоченного.
9. Прихожане, Минск: Уважаемый Леонид Павлович! Обращаются к вам прихожане прихода иконы Божией Матери \"Всех скорбящих Радость\" (Минск). Мы видим, что силами прихода невозможно завершить грандиозные работы по возведению конкафедрального собора, которые идут уже много лет. Будет ли государство помогать в строительстве этого, одного из главнейших в масштабе столицы и страны в целом, храма? Спасибо.
Леонид Гуляко: Этот храм пользуется всеми налоговыми льготами, которые предусмотрены законодательством. А представьте себе территорию, прилегающую к этому храму, здание, то эти налоговые послабления - большая помощь, определенно. Конечно, денег на строительство храмов у государства нет. На этом объекте большой размах, там идут серьезные работы. Хотелось бы, чтобы они шли более активно, финансовые трудности, безусловно, есть. А финансовые трудности - по той простой причине, что одновременно строится много храмов. Православных храмов почти полторы сотни в республике. Экзархат, конечно, направляет деньги, помогает всем, но все равно средств на все объекты недостаточно. Поэтому идет поиск спонсоров, используются средства прихожан и т.д., и т.п. Ищут разные пути. Но я еще раз хочу подчеркнуть - государство не стоит в стороне.
10. Алина Г., Минск: Недавно говорилось о намерении реконструировать антураж Красного костела. Архитектором проекта выступил Л.Левин. Но вроде бы эти планы приостановлены? С чем это связано? Может быть, с недовольством православной церкви этим проектом?
Леонид Гуляко: Отвечу на этот вопрос, сославшись на разговор наших сотрудников буквально сегодня с настоятелем Красного костела Завальнюком. Действительно, Леонид Левин со своей командой, кого он считал нужным привлечь, начал в первую очередь благоустройство территории. Там идет основная работа. Есть чем заниматься и по внешнему облику здания. Но сегодня, как говорит настоятель костела Завальнюк, есть значительные сложности с финансированием. Более того, если финансирование проектных работ завершить, то надо немедленно приступать и к самим работам, иначе документация может устаревать, еще какие-то градостроительные нормы и правила изменяться и т.д. Поэтому организация, в данном случае руководство костела и вся Католическая церковь, должны иметь гарантию финансовых поступлений для реализации этого проекта. Нет никакого подспудного звучания в этом деле, это нормальное явление, когда хозяин думает о своих финансовых возможностях на сегодняшнем этапе. Больше под этим вопросом нет ничего.
11. Цвирь Марина, Черкассы: Сколько в Беларуси за последние два года было построено и реконструировано православных храмов и католических костелов? Какое участие принимают в этом государственные организации, меценаты? Сколько средств выделяет ежегодно государство на строительство или реконструкцию храмов и костелов, как памятников архитектуры. Расскажите, пожалуйста, о вкладе прихожан на эти цели. Есть ли в Беларуси люди, на личные сбережения которых построены церкви или костелы? Есть ли кто-нибудь из звезд эстрады, предпринимателей? Хотя это, конечно, личное дело и оно особенно не афишируется, но все же. В Украине и России меценатство в строительстве храмов очень широко развито.
Леонид Гуляко: На сегодняшний день в Беларуси действует 2 тыс. 207 официально зарегистрированных культовых зданий. Кроме того, строятся 211 новых. Больше всего строится, учитывая, что и конфессия самая большая (85% от всех верующих), - 152 православных храм. В стране также идет возведение 35 римско-католических костелов. Все это новостройки. Те здания, которые реконструируются, - их также очень много, но их мы не считаем. Сами поймите, например, в сельской церкви покрасили фасад, это также ремонт, но им занимаются священнослужители совместно с местной властью. Перед нами не стоит задача считать все ремонты. Для нашей страны, а значит и для Аппарата Уполномоченного, даже строительство новых 211 храмов это очень много, это вложение очень больших финансовых и людских средств. Каким образом в этом процессе участвует государство? Ну, по закону, государство не обязано строить храмы, но и совсем в стороне от этого процесса оно быть не может. За счет чего? Государство помогает реставрировать, реконструировать и восстанавливать те храмы, которые являются памятниками истории, архитектуры и культуры. Причем вне зависимости от конфессиональной принадлежности зданий. Часто говорят - православным помогают больше. Мы помогаем всем. Например, католический костел Пресвятой Девы Марии в Минске - государство вложило туда из бюджета почти Br2,5 млрд. на восстановление внутренней росписи, фресок и т.д., и таких примеров очень много. На сегодняшний день, если не идет прямая финансовая помощь со стороны государства, то помощь все равно оказывается - предоставляются значительные налоговые льготы. Прежде всего зарегистрированные религиозные организации, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, освобождены от уплаты земельного налога и налога на недвижимость в отношении культовых зданий. А это, поверьте, огромные суммы. Что касается последней части вопроса - безусловно, меценаты в Беларуси есть. Но мы не ставим перед собой задачу отслеживать их имена. Священнослужители не разглашают их также. Есть и анонимные поступления, причем с очень крупными суммами. Любой человек, который хочет дать деньги храму, вправе это сделать анонимно.
12. Галина, Минск: В Беларуси много старинных деревянных церквей, являющихся памятниками архитектуры, - в Борисове, Слуцке, к примеру. Но много еще предстоит восстановить. По святым местам церковь организует паломнические туры для простых прихожан. Не планируется ли организовать выпуск хорошо иллюстрированных альбомов \"Беларусь православная\" и \"Беларусь католическая\" с описанием исторических мест, истории возникновения храмов в той или иной местности, ведения приходов. Это было бы интересно и полезно для молодежи. Кто этим должен заниматься?
Леонид Гуляко: В Беларуси издан альбом \"Архитектура Беларуси\", в котором присутствуют и культовые здания, а также альбомы \"Католические храмы Беларуси\" и \"Православные храмы Беларуси\". Эти интереснейшие издания есть в продаже. Рекомендую их приобрести. Мне приятно, что люди интересуются религиозным туризмом. В Беларуси по заказу Уполномоченного географический факультет БГУ разработал семь туристических маршрутов по всем областям и Минску. К примеру, \"Деревянное храмовое зодчество Белорусского Полесья\", \"Святыни Гродненщины\". На разработку этих маршрутов государство выделило деньги. Причем все, что было наработано, мы бесплатно передали Министерству спорта и туризма, облисполкомам и Минскому горисполкому, а также православной и католической церквям.
13. Константин Рыба, Солигорск: Какова ситуация в стране с социализацией цыган? Чем преимущественно занимаются эти люди (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг)? Каков среди них процент высшего, среднего образования?
Леонид Гуляко: Данные, безусловно, есть, и мы ими пользуемся. Встречаемся с руководителями наших цыганских национальных культурных объединений, они входят в состав консультативного совета. Что же касается статистических данных, единственное, на что я могу ссылаться, так это пока на данные официальной переписи 1999 года. Они, безусловно, могут немного отличаться. По статистике 1999 года, в республике официально декларировали себя цыганами 9 тыс. 927 человек. Цыганское население в основном городское. Более 8 тыс., или 80,7%, - люди, проживающие в городах, городских поселениях. В сельской местности живут 1,9 тыс. человек, или менее 20%. В основном они относятся к двум конфессиям: православным и католикам. Католики больше преобладают в западных регионах Беларуси, православные - в центральных и восточных регионах республики. Они очень активно занимаются сохранением своих традиций и культуры, своего языка. В прошлой переписи есть такая цифра: 77% цыган своим родным языком назвали цыганский. А вот факты по занятости немного настораживающие. В то время 9,4% от общего количества цыган были заняты официально. Все остальные, как мы называем, это свой негосударственный сектор экономики. Но в последнее время, как я уже сказал, отмечается тенденция большей занятости цыган. Несколько больше их посещаемость школ. Эти вопросы, причем по их же собственной инициативе, становятся немного более управляемыми. Хотя по сути дела это и государственная политика. В республике сейчас зарегистрировано 5 цыганских общественных национальных культурных объединения, в том числе два республиканского уровня, два местного и одно имеет международный статус. Это общественное объединение \"Белорусская цыганская диаспора\", Белорусская ассоциация цыган \"Рома\", Ошмянское районное общественное объединение цыган, а также международное общественное объединение цыган \"Возрождение\". Они представлены очень активно и наряду со всеми (у нас 25 руководителей национальных культурных объединений республиканского уровня), как я уже говорил, входят в состав консультативного совета. Для чего мы это сделали? Для того чтобы, во-первых, все чувствовали себя одинаково, во-вторых, мы спросили их мнение и желание, хотят ли они войти и на каком уровне. Все 25 руководителей вошли по собственному желанию. Мы собираемся вместе примерно раз в два месяца и обсуждаем текущие вопросы, к примеру, о финансовых средствах, которые выделяются из бюджета республики на поддержку национальных культурных объединений. Они сами собираются и делят между собой, они видят, кому, сколько нужно добавить, как коллега освоил или не освоил выделенные средства. Речь идет о заказе национальных костюмов, национальных музыкальных инструментов, издании литературы, газет, в том числе это касается и цыган. К слову, когда-то после проведения международной конференции по цыганской тематике мы предложили цыганскому объединению, если есть вопросы на уровне рассмотрения правительства или других органов власти, сформулировать их, может, они выльются в постановления правительства и т.д. Два раза я встречался с руководителем общественного объедения, есть у нас такой Олег Александрович Козловский, но на документ мы пока не выходим. По сути дела, вопросов, которые надо выносить на высочайший государственный уровень, нет.
14. Виктория Курган, Минск: Совсем недавно начало свое вещание (пока в Интернете) первое православное радио Беларуси - радио \"София\". Леонид Павлович, как вы считаете, нужны ли такие проекты вообще? Дают ли они нужную информацию обществу? Есть ли перспективы у данного проекта?
Леонид Гуляко: К сожалению, я этот проект не читал, мне его никто не представлял (и не должен представлять, по большому счету, для этого есть соответствующие министерства и ведомства, которые этим занимаются). Поэтому сказать, насколько это перспективно, правильно или неправильно, глубоко или неглубоко и насколько будет востребовано рядовыми слушателями, я пока не готов.
15. Станислав Халецкий: При контактах с диаспорой не ощущал ли Аппарат Уполномоченного каких-либо конфронтационных настроений со стороны отдельных диаспорических групп, общественных объединений? Насколько едины организации белорусов за рубежом в готовности конструктивно сотрудничать с \"центром\"? Все ли здесь благополучно?
Леонид Гуляко: Могу с уверенностью сказать, что никаких неблагополучностей в этом вопросе нет. Возможно, где-то кто-то неудовлетворен решением личных вопросов, но к диаспоре это отношения не имеет. Сегодня разные источники называют разные цифры, касающиеся количества белорусов, проживающих за пределами нашей страны: некоторые называют цифру в 2 млн., некоторые в 3 и даже 3,5 млн. Эта статистика является неофициальной, потому что собрать такие данные со всего мира практически невозможно. Еще одна сложность заключается в том, что некоторые граждане перестают считать себя белорусами и \"присваивают\" другие национальности. Именно поэтому та статистика, которую я озвучил, является неофициальной международной статистикой. Но, несмотря на все сложности получения подобной информации, я могу озвучить определенные цифры по разным странам. Так, в странах, не граничащих с Беларусью, проживает 1 млн. 200 белорусов. Более конкретно: в США и Канаде - менее 1 млн., в Израиле - около 130 тыс., в Австралии - до 20 тыс., в Великобритании - около 7 тыс. Есть государства, в которых получить подобную статистику вообще невозможно. Например, мы знаем, что белорусы живут во Франции и Германии, но они не объединены никакой общественной организацией, а следовательно в органах власти они не фигурируют как сообщество и узнать конкретную цифру невозможно. Если же говорить о странах, соседствующих с Беларусью, то в России, согласно переписи населения 2002 года, проживает 814 тыс. белорусов, что составляет 2,9% от всего российского населения. Кроме того, интересно, что в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области проживает примерно по 100 тыс. наших соотечественников. В Украине, согласно переписи 2001 года, насчитывается 275 тыс. белорусов, а по неофициальным данным - до 400 тыс. В Польше, по данным 2002 года, - 50 тыс. белорусов, по неофициальным данным гораздо больше - 250 тыс. В Латвии - примерно 95 тыс., в Литве - 55 тыс., в Эстонии и Молдове - по 20 тыс., в Казахстане - 95 тыс., в Кыргызстане - 2,5 тыс. Сегодня в этом направлении ведется очень активная работа, и мы имеем по линии Аппарата Уполномоченного уже заключенные договора о сотрудничестве, касающиеся наших соотечественников, проживающих за границей, с официальными органами власти. Подобные соглашения заключены с Россией, Украиной, Литвой, Молдовой, прорабатываются возможности их заключения с Кыргызстаном, Казахстаном, Арменией, Латвией, Эстонией.
16. Зинаида, Мозырь: Представителей каких национальностей в Беларуси стало больше за последние год-два, с чем можете это связать?
Леонид Гуляко: Этот вопрос давайте мы оставим до опубликования итогов переписи, но я назову буквально одну цифру, возвращаясь к переписи 1999 года. Сегодня в Республике Беларусь, которая является многонациональным и многоконфессиональным государством, проживают люди 141 национальности. Это очень много. Более того, у нас приток людей, которые хотели бы проживать в Беларуси, потом получить вид на жительство, гражданство, по сравнению с количеством тех, кто уезжает, выше. В Беларуси этот показатель плюсовой. Это говорит о том, что к нам люди тянутся и их устраивает жизнь в Беларуси, законодательство. Процент приезжающих больше, чем выезжающих по разным причинам, и это говорит о состоянии дел в государстве и об отношении к человеку. Более того, я часто бываю на местах, выезжаю в Гродненскую область, в частности в республиканские дни информирования. Бываю в совершенно разных аудиториях. Это и учителя, и милиционеры, и работники промышленных предприятий. Везде задаю одни и те же вопросы аудитории. Чувствует ли себя кто-либо сидящий в аудитории ущемленным по национальному признаку? Столкнулся ли кто-либо с какими-то трудностями по той причине, что он цыган, узбек, грузин? Представители титульной нации, в данном случае белорусы, больше внимания получают со стороны местной власти? Я не люблю определение «титульная нация», не лю