Мероприятия подпрограммы «БЕЛОРУСЫ В МИРЕ» на 2021 - 2025 годы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 января 2021 г. № 53
О Государственной программе «Культура Беларуси» на 2021–2025 годы (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Кодекса Республики Беларусь о культуре Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Государственную программу «Культура Беларуси» на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа) (прилагается).
2. Определить:
ответственным заказчиком Государственной программы Министерство культуры;
заказчиками Государственной программы Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Министерство юстиции, Управление делами Президента Республики Беларусь, Уполномоченного по делам религий и национальностей, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.
3. Установить, что Министерство культуры вправе:
вводить для заказчиков и исполнителей мероприятий Государственной программы в случае необходимости ведомственную отчетность для оценки эффективности хода выполнения и результатов реализации Государственной программы (далее – ведомственная отчетность);
в пределах своей компетенции и в целях реализации Государственной программы запрашивать необходимую информацию у заказчиков Государственной программы.
4. Заказчикам Государственной программы представлять в Министерство культуры ведомственную отчетность и иную информацию о реализации Государственной программы.
5. Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Государственной программы на Министра культуры, председателей облисполкомов, Минского горисполкома, а также руководителей государственных органов и иных государственных организаций, являющихся заказчиками Государственной программы.
6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Премьер-министр Республики Беларусь |
Р.Головченко |
|
УТВЕРЖДЕНО
Постановление |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«Культура Беларуси» на 2021–2025 годы
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная программа разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, законами Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь», от 16 июня 2014 г. № 162-З «Аб беларусах замежжа», от 11 ноября 1992 г. № 1926-XII «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь».
Государственная программа направлена на реализацию приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы и решение задач государственной политики в сфере культуры.
В рамках Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016–2020 годы реализован ряд мер, направленных на сохранение исторической памяти белорусского народа, его национально-культурной самобытности и традиций, активное вовлечение граждан Беларуси в культурную жизнь страны, реализацию творческого потенциала нации, обеспечение качественного формирования, сохранности и использования документов Национального архивного фонда Республики Беларусь как части информационного ресурса страны, содействие сохранению национально-культурной идентичности белорусской диаспоры.
Важные достижения в развитии сферы культуры в последние пять лет связаны с совершенствованием правового регулирования, оптимизацией сети учреждений культуры, активизацией деятельности по охране историко-культурного наследия, ускорением темпов информатизации сферы культуры, повышением спроса населения на услуги, оказываемые организациями культуры.
Знаковым событием стало принятие в 2016 году Кодекса Республики Беларусь о культуре. Документ был разработан впервые и не имел аналогов на постсоветском пространстве. Кодексом предусматривалось создание на базе сложившихся правовых институтов единого механизма регулирования отношений в сфере культуры.
Основные направления развития культуры в среднесрочной перспективе будут связаны с решением таких актуальных проблем, как: повышение качества и обеспечения максимальной доступности культурных услуг, что станет возможным благодаря внедрению разнообразных форм обслуживания населения с использованием современных технологий (3D), развитие национальных культурных брендов и их интеграция в международное культурное пространство, развитие культурных индустрий, народных промыслов и ремесел.
Важной проблемой на современном этапе является совершенствование инфраструктуры и цифровизация сферы культуры. Будут продолжены работы по строительству, реставрации, реконструкции, капитальному ремонту объектов инфраструктуры сферы культуры, в том числе памятников архитектуры, обновлению и модернизации материально-технической базы организаций культуры. Планируется формирование цифрового культурного контента, создание электронных каталогов историко-культурных и природных памятников Республики Беларусь, оцифровка фондов музеев, библиотек, кинофонда, объектов нематериального культурного наследия.
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Цель Государственной программы – создание условий для эффективного функционирования сети организаций культуры и активного вовлечения граждан Беларуси в культурную жизнь страны.
Для оценки достижения цели используется сводный целевой показатель «Количество посещений организаций культуры на 1000 человек населения».
Государственная программа включает пять подпрограмм.
Подпрограмма 1 «Культурное наследие» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 1) направлена на решение следующих задач:
сохранение культурного наследия;
обеспечение доступности, качества и разнообразия услуг, предоставляемых библиотеками и музеями, выставочными организациями, парками культуры и отдыха, зоопарками;
поддержка развития культур национальных меньшинств.
В рамках подпрограммы 2 «Искусство и творчество» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 2) предполагается решение следующих задач:
поддержка развития профессионального искусства, содействие повышению его художественного уровня, разнообразия и доступности для населения, развитие международного сотрудничества в сфере искусства и творчества;
поддержка развития кинематографической деятельности;
обеспечение доступности, качества и разнообразия услуг, предоставляемых клубными организациями и организациями культуры смешанного типа.
Подпрограмма 3 «Функционирование и инфраструктура сферы культуры» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 3) включает меры, обеспечивающие выполнение следующих задач:
совершенствование инфраструктуры сферы культуры и обеспечение деятельности аппарата Министерства культуры;
информатизация и создание национального цифрового контента в сфере культуры.
Мероприятия подпрограммы 4 «Белорусы в мире» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 4) предполагают решение задачи по развитию партнерства между государством и белорусами зарубежья.
Подпрограмма 5 «Архивы Беларуси» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 5) направлена на решение задачи по обеспечению формирования, сохранности и использования документов Национального архивного фонда Республики Беларусь как части информационного ресурса страны.
Ответственный заказчик Государственной программы – Министерство культуры.
Заказчики Государственной программы: Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Министерство юстиции, Управление делами Президента Республики Беларусь, Уполномоченный по делам религий и национальностей, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.
Заказчики подпрограммы 1 – Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Управление делами Президента Республики Беларусь, Уполномоченный по делам религий и национальностей, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.
Заказчики подпрограммы 2 – Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Управление делами Президента Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.
Заказчики подпрограммы 3 – Министерство культуры, Министерство обороны, Управление делами Президента Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.
Заказчики подпрограммы 4 – Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Уполномоченный по делам религий и национальностей.
Заказчики подпрограммы 5 – Министерство юстиции, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.
Сведения о сводном целевом показателе, характеризующем достижение цели Государственной программы, целевых показателях, характеризующих выполнение задач подпрограмм, и их значениях представлены согласно приложению 1.
Реализация Государственной программы будет способствовать достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития на период до 2030 года, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года (далее – Цели устойчивого развития), в том числе по обеспечению открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов, содействию поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.
Сведения о сопоставимости сводного целевого показателя, целевых показателей Государственной программы с индикаторами достижения Целей устойчивого развития приведены согласно приложению 2.
.....
ГЛАВА 9
ПОДПРОГРАММА 4 «БЕЛОРУСЫ В МИРЕ»
Подпрограмма 4 направлена на обеспечение комплексного взаимодействия органов государственного управления, общественных организаций Республики Беларусь с белорусами зарубежья* и объединениями соотечественников на принципах взаимного уважения и доверия, сохранение и поддержку национально-культурной идентичности белорусской диаспоры, создание условий для обучения родному языку белорусов зарубежья, консолидацию белорусской диаспоры.
______________________________
* Законодательные нормы, связанные с определением понятий «белорусы зарубежья» и «государственная политика в области отношений с белорусами зарубежья», закреплены в Законе Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 162-З «Аб беларусах замежжа». В Государственной программе также используется термин «белорусская диаспора», который соответствует термину «белорусы зарубежья», применяемому в указанном Законе.
Значимость и необходимость государственной поддержки белорусов зарубежья обусловлена тем, что белорусская диаспора является важным ресурсом, который может стать существенным фактором укрепления белорусской внешней и внутренней политики, развития культурно-гуманитарных связей с зарубежными странами в интересах Республики Беларусь, повышения международного имиджа белорусского государства.
Сегодня наибольшее количество белорусов проживает в Канаде, Латвии, Литве, Польше, России, США, Украине, Чехии, Эстонии. Как следует из доклада Организации Объединенных Наций за 2018 год, за пределами Беларуси проживает почти 1,5 млн. белорусов. В других источниках речь идет о 3,5 млн. человек.
В настоящее время насчитывается 207 общественных организаций белорусов зарубежья, многие из них конструктивно взаимодействуют с белорусским государством. Эти объединения осуществляют в первую очередь деятельность по сохранению и популяризации белорусской культуры, истории и языка.
Одной из важных задач, стоящих перед государством, является создание условий для консолидации белорусов зарубежья, их объединения и участия в защите общих интересов Беларуси, взаимодействия с ними в целях распространения знаний о Беларуси, ее традициях, богатом культурно-историческом и духовном наследии.
Сложившийся за последние пять лет организационно-правовой механизм сотрудничества с белорусами зарубежья в культурно-гуманитарной сфере оказался эффективным. Совместные с белорусской диаспорой культурные проекты стали наиболее успешным направлением взаимодействия. Так, в большинстве стран, где находятся белорусские общины, практиковалось совместное проведение мероприятий культурной направленности, приуроченных к памятным датам в истории Беларуси. К участию в проведении дней культуры Беларуси в зарубежных странах, а также в торжественных мероприятиях, которые организуют дипломатические представительства, активно привлекались фольклорные коллективы диаспор. В целях увековечения памяти выдающихся белорусских деятелей в зарубежных странах осуществлялась совместная работа по установлению памятников и памятных досок. Составной частью программы визитов белорусских делегаций за рубеж были встречи с белорусами зарубежья.
Знаковым событием стал организованный при поддержке государства III Фестиваль искусств белорусов мира (7–11 сентября 2017 г.), мероприятия которого прошли в г. Минске и регионах. В них приняли участие более 300 белорусов зарубежья из 19 стран. По инициативе зарубежных соотечественников в том же году на Троицкой набережной г. Минска установлен памятный знак «Белорусам зарубежья», символизирующий единство диаспоры и ее исторической родины. При активном участии организаций белорусов зарубежья более чем в 20 странах мира состоялись мероприятия, посвященные 500-летию белорусского книгопечатания, годовщинам Победы в Великой Отечественной войне и освобождения Беларуси от фашистов, II Европейским играм 2019 года в г. Минске, другим важным для национальной истории и культуры датам.
В отчетный период издан информационно-аналитический сборник «Творческие коллективы белорусов зарубежья», который включает сведения об истории создания объединений белорусской диаспоры и их роли в современной жизни Беларуси, изготовлены и переданы объединениям белорусов зарубежья национальные костюмы, обувь, государственная символика, музыкальные инструменты для творческих коллективов, белорусскоязычные издания, словари и другое имущество, организованы экскурсии для детей и молодежи белорусов зарубежья на исторической родине, их участие в республиканских мероприятиях, в том числе в благотворительной акции «Наши дети» с посещением новогодних мероприятий.
Благодаря усилиям государства обеспечивалась деятельность Культурного центра Беларуси в Варшаве, который значительно усилил поддержку белорусского национального меньшинства в Польше в последние два года. Осуществлена поддержка школ с изучением белорусского языка на Подляшье, организованы отдых детей этих школ в оздоровительном центре «Зубренок», поездки для лауреатов конкурса «Узнай Беларусь» в Беловежскую пущу, детей белорусов зарубежья на новогодние праздники в г. Минск.
Совместные мероприятия загранучреждений Беларуси с белорусской диаспорой стали не только средствами сохранения и пропаганды белорусской культуры, истории и языка, но и хорошо отлаженными каналами связи для диалога государства и диаспоры и доступа белорусов зарубежья к получению объективных сведений о событиях в Беларуси. На формирование важных предпосылок для консолидации белорусской диаспоры были направлены и ежегодные заседания Консультативного совета по делам белорусов зарубежья. В последние два года активизировалось и взаимодействие между самими объединениями белорусов зарубежья, происходил динамичный обмен практическим опытом работы без участия в этих процессах государства. В отдельных случаях такое сотрудничество было закреплено соглашениями и протоколами о намерениях.
Вместе с тем сохраняется ряд нерешенных проблем, в том числе:
ослабление диалога между государством и белорусами зарубежья в условиях усиливающейся политизации белорусской диаспоры;
снижение инициативы, мотивации и уровня взаимодействия внутри белорусской диаспоры, усиление тенденции к разобщенности (нацеленность на конструктивное сотрудничество с государством характерна преимущественно для представителей старшего поколения, объединенных ностальгией по исторической родине);
слабая преемственность между старшим и молодым поколениями белорусов зарубежья;
слабое владение белорусами зарубежья родным языком, особенно в постсоветских (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан) и отдаленных государствах;
невысокий качественный уровень реализации культурных мероприятий, организованных объединениями белорусов зарубежья в отдаленных государствах, что обусловлено слабой материально-технической базой, отсутствием доступа творческих коллективов к приобретению национальных костюмов, музыкальных инструментов, обуви и другого.
Дальнейшее развитие сферы культуры в части сотрудничества с белорусской диаспорой будет осуществляться в рамках реализации подпрограммы 4.
Решение задачи подпрограммы 4 будет обусловлено следующими приоритетными направлениями деятельности:
координация Консультативным советом по делам белорусов зарубежья при Министерстве иностранных дел взаимодействия между государством и объединениями белорусов зарубежья, содействие консолидации белорусской диаспоры;
активизация сотрудничества с белорусами зарубежья по сохранению и популяризации белорусской культуры, истории и языка;
осуществление целенаправленных действий по обучению белорусов зарубежья родному языку;
поддержка детей и молодежи из числа представителей белорусской диаспоры в деле их обучения и воспитания в духе любви и уважения к исторической родине;
поддержка объединений белорусов зарубежья, белорусскоязычных и воскресных школ, творческих коллективов, созданных при объединениях белорусов зарубежья, путем передачи им национальной символики, белорусскоязычных изданий, словарей, аудио- и видеотехники и продукции, музыкальных инструментов, национальных костюмов, головных уборов, обуви и другого имущества.
Комплекс мероприятий подпрограммы 4 представлен согласно приложению 8.
Выполнение задачи подпрограммы 4 будет оцениваться по целевому показателю «Количество мероприятий социально-культурной направленности, проводимых с участием представителей белорусов зарубежья».
Реализация мероприятий и достижение целевого показателя подпрограммы 4 позволят:
осуществить распространение и популяризацию белорусской культуры, истории и языка в мире;
сохранить национальную самоидентичность белорусов зарубежья, духовных ценностей и культурно-исторического наследия белорусского народа;
создать условия для преемственности между поколениями белорусов зарубежья и формирования у молодых представителей белорусской диаспоры отношения к современной Беларуси в духе любви и уважения к исторической родине;
повысить качество организации и исполнения культурно-гуманитарных мероприятий за рубежом с участием объединений соотечественников;
повысить уровень владения белорусами зарубежья родным языком;
обеспечить диалог государства с белорусской диаспорой, доступ соотечественников к объективной информации о событиях в Беларуси;
обеспечить консолидацию белорусской диаспоры;
создать условия для дальнейшей систематизации и укрепления сотрудничества с белорусской диаспорой на принципах взаимного уважения и доверия.